Памятки для родителей

Памятка «Компьютерная безопасность»

15.03.2024

Памятка "Лёгкие деньги - тяжёлые последствия!"

О предупреждении преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних

К преступлениям против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних относятся следующие уголовно-наказуемые деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК):

  • изнасилование заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (части 2, 3 статьи 166 УК);
  • насильственные действия сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (части 2, 3 статьи 167 УК);
  • половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (статья 168 УК);
  • развратные действия (статья 169 УК);
  • понуждение к действиям сексуального характера заведомо несовершеннолетнего (часть 2 статьи 170 УК).

Согласно пункту второму части 2 статьи 174 УПК Республики Беларусь (далее – УПК) принятие решений по поступившим заявлениям или сообщениям о преступлениях против половой неприкосновенности или половой свободы, предусмотренных статьями 166 – 170 УК, относится к исключительной компетенции органов предварительного следствия.

В ряде случаев совершению вышеуказанных преступлений сопутствуют иные преступные деяния, а именно:

  • распространение, рекламирование, трансляция или демонстрация порнографических материалов заведомо несовершеннолетнему (часть 2 статьи 343 УК);
  • изготовление и распространение порнографических материалов с изображением несовершеннолетних, малолетних (части 2, 3 статьи 343УК).

Кроме того, несовершеннолетний может выступать в качестве потерпевшего (свидетеля) и по преступлениям в сфере трафикинга:

  • организация и (или) использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией заведомо несовершеннолетнего (часть 2 статьи 171 УК);
  • вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией заведомо несовершеннолетнего (части 2, 3 статьи 1711 УК);
  • торговля людьми в отношении заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (пункт 9 части 2, часть 3 статьи 181 УК);
  • использование рабского труда заведомо несовершеннолетнего (пункт 1 части 2 статьи 1811 УК);
  • похищение заведомо несовершеннолетнего в целях эксплуатации (пункты 1, 4 части 2 статьи 182 УК);
  • незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей, когда трудоустраивается несовершеннолетний (статья 187 УК).

Исходя из практики и анализа совершаемых преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, можно выделить несколько основных направлений, на которые необходимо направить превентивные меры, а именно:

  1. общая профилактика в подростковой среде в части соблюдения детьми мер безопасности в общественных местах, по месту жительства и в глобальной компьютерной сети Интернет (предупредительная работа с потенциальными потерпевшими);
  2. общая профилактика, особенно в средствах массовой информации и в трудовых коллективах, по разъяснению уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними;
  3. индивидуальная профилактика и контроль за лицами, привлекавшимися к ответственности за совершение преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними;
  4. индивидуальная профилактика в семьях, в которых дети находятся в социально опасном положении, с подростками, которые допускали факты бродяжничества;
  5. профилактическая работа в детских домах, детских домах семейного типа и замещающих семьях.

 

Рассмотрим эти направления профилактической работы более подробно.

  1. С целью соблюдения детьми мер личной безопасности в учреждениях образования проводятся занятия педагогами в рамках школьной программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Рекомендуется в учреждениях образования информировать учащихся (с учетом их возраста), а также их законных представителей (на родительских собраниях) о правилах безопасности в общественных местах, по месту жительства и в социальных сетях Интернета, чтобы несовершеннолетние не стали жертвами сексуального насилия, а также изготовления и распространения порнографии с их изображением.

! Запрещается создавать излишний ажиотаж среди детей и их родителей, приводить недостоверные примеры о якобы имевших место преступлениях.

Родителей необходимо предупреждать, что, если они установили факт насилия над ребенком, то в случившемся ни в коем случае нельзя обвинять самих детей. Подросток может замкнуться и ничего больше не расскажет.

Кроме того, в учреждении образования необходимо обращать внимание на всех лиц, работающих в них, в том числе на обслуживающий персонал. Лица, склонные к совершению преступлений, связанных с сексуальным насилием над детьми, получают удовлетворение от общения, прикасаний к несовершеннолетним и наблюдения за ними.

Следует знать, что преступниками могут оказаться и лицами женского пола.

 

  1. С целью разъяснения мер уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, разъясняем уголовно наказуемые деяния, относящиеся к категориям особо тяжких и тяжких.

 

Особо тяжкие преступления

 

Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167 УК, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней (часть 2 статьи 166 УК)

наказывается лишением свободы на срок от 5 до 13 лет.

Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия (часть 3 статьи 166 УК), –

наказывается лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.

Насильственные действия сексуального характера, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней) (часть 2 статьи 166 УК), –

наказываются лишением свободы на срок от 5 до 13 лет.

Насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия (часть 3 статьи 166 УК), –

наказываются лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.

Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего,, совершенные организованной группой, а равно использование заведомо малолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с его изображением (часть 3 статьи 3431УК)

наказываются лишением свободы на срок от 5 до 13 лет с конфискацией имущества или без конфискации.

 

Тяжкие преступления

Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, совершенное лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 166, 167 и 168 УК, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц (часть 2 статьи 168 УК), –

наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.

Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьей 343 УК или частью 2 статьи 343 УК, либо группой лиц по предварительному сговору или с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, а равно использование заведомо несовершеннолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с его изображением (часть 2 статьи 3431УК)

наказываются лишением свободы на срок от 3 до 8 лет.

 

свернуть

Памятка для родителей по половой неприкосновенности несовершеннолетних

Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы — самый близкий для ребенка
человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на
половую неприкосновенность детей и подростков.
Почему именно дети становятся жертвами преступлений? Потому что дети
доверчивы и беспечны! А преступник может подобрать нужный ключик к
любому ребенку.
Избежать насилия можно, но для этого необходимо:
— объяснить ребенку правила поведения, когда он остается один на улице
либо дома;
— если у ребенка появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке,
который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от
него либо остановиться и пропустить этого человека вперед;
— стать для ребенка другом, с которым он может поделиться своими
переживаниями; серьезно воспринять рассказ о совершенном в отношении
него насилии со стороны знакомых, родственников;
поддерживать отношения с друзьями детей и их родителями;
— не отпускать ребенка на улицу одного (когда ребенок гуляет с друзьями,
возможность совершения преступления снижается);
— знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в
Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов
сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность общения
Вашего ребенка с педофилом через Интернет;
— обязательно контролировать время, которое ребенок проводит в
Интернете, будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.
Соблюдая правила безопасности, Ваш ребенок сможет избежать
подстерегающей его опасности, принять правильное решение в сложной
ситуации.

Памятки для родителей

по вопросам половой неприкосновенности детей

Уважаемые родители!
Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы - самый близкий для ребенка
человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства
на половую неприкосновенность детей и подростков. Избежать насилия
можно, но для этого помогите ребенку усвоить «Правило пяти нельзя».
«Правило пяти «нельзя».
- Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.

- Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт.
- Нельзя садиться в чужую машину.
- Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их
предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
- Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.
Научите ребенка всегда отвечать «Нет!»
- Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это
соседи.
- Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не
предупреждали его об этом заранее.
- Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек
и просит впустить его в квартиру.
- Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с
тобой время.
Как понять, что ребенок или подросток подвергался сексуальному
насилию?
- Вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду;
- Постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, общее снижение
настроения;
- Уход от контактов, изоляция от друзей и близких или поиск контакта с
целью найти сочувствие и понимание;
- Нарушение умственных процессов (мышления, восприятия, памяти,
внимания), снижение качества выполняемой учебной работы;
- Отсутствие целей и планов на будущее;
- Чувство мотивированной или немотивированной тревожности, страха,
отчаяния;
- Пессимистическая оценка своих достижений;
- Неуверенность в себе, снижение самооценки.
- Проблемы со сном, кошмары, страх перед засыпанием.
- Головные боли, боли в желудке, соматические симптомы.
- Повышенная агрессивность и (или) высокая активность (гиперактивность).
- Постоянная тревога по поводу возможной опасности или беспокойство по
поводу безопасности любимых людей.
- Признаки, связанные со здоровьем: повреждения генитальной, анальной
областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы; следы

спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер; наличие
заболевания, передающегося половым путем, недержание кала ("пачкание
одежды"), энурез, беременность.
- Нежелание общения и неучастие в играх и любимых занятиях.
Перечисленные проблемы могут появиться в школе, дома либо в
любой знакомой обстановке, когда ребенок или подросток видит или слышит
о насилии.
Поддержите ребенка или подростка в трудной ситуации.
— Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый — самый лучший
фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.
— Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их
жизни взрослому, которому дети доверяют.
— Дайте простое и ясное объяснение страшным происшествиям. Малыши
чувствуют иначе, чем взрослые. Они не понимают истинных причин
жестокости и часто обвиняют себя.
— Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия,
нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны.
— Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и
не играть в жестокие игры.
— Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.
Педофилия в последнее время стала серьезной проблемой. Поэтому надо
принять все меры, чтобы защитить хотя бы собственных детей. Как уберечь
ребенка от беды? От педофила может пострадать как девочка, так и мальчик.
Пол ребенка для него не имеет большого значения.
Жертвой может стать любой ребенок, однако, есть дети, которые
попадают в руки насильника чаще, чем другие.
1. Как ни странно, это послушные дети. У них, как правило, строгие
родители, внушающие, что «старшие всегда правы», «ты еще мал, чтоб
иметь свое мнение», «главное для тебя - слушаться взрослых». Таким
детям педофил предлагает пойти с ним, они не могут ему отказать.
2. Доверчивые дети. Педофил может предложить вместе поискать
убежавшего котенка, поиграть у него дома в новую компьютерную игру.
3. Замкнутые, заброшенные, одинокие ребята. Это не обязательно дети
бомжей и пьяниц, просто их родители заняты зарабатыванием денег, и
между ними нет теплых, откровенных отношений. За взрослым
человеком, оказавшим такому ребенку внимание, он может пойти куда
угодно.

4. Дети, стремящиеся казаться взрослыми. Девочка, которая красит губы,
носит сережки, рано становится на каблуки; мальчик с дорогими часами
или престижным мобильным телефоном скорее привлечет внимание
педофила. Преступник воспринимает это как послание: хочу испытывать
то же, что и взрослые.
5. Подростки, родители которых пуритански настроены. Вместо того,
чтобы помочь ребенку справиться с пробудившейся сексуальностью, они
осуждают и наказывают его. «Дядя», который поможет сбросить
напряжение, становится «лучшим другом».
6. Дети, испытывающие интерес к «блатной» романтике. Бесконечные
сериалы про бандитов наводят ребенка на мысль, что настоящие мужчины
- это те, которые сидят в тюрьме. Такие ребята могут сами искать себе''
друзей из уголовного мира.
Педофилия – страшное явление, но еще хуже, когда детей насилуют близкие
родственники. Тогда жизнь превращается в настоящий кошмар.
Подобные «семейные» преступления, как правило, растянуты во времени и
раскрываются лишь тогда, когда дети решаются на крайние меры: пытаются
покончить с собой, убегают из дома.
Дети обычно скрывают эти страшные факты потому, что подсознательно
считают себя виновными в происходящем. Совратитель уверяет, что тебя
перестанут любить, если узнают о случившемся.
Часто дети не могут самостоятельно найти выход из сложившейся
ситуации. Что же делать в случаях, когда насилие происходит в семье?
Прежде всего, надо помнить, что у ребенка есть права, которые защищаются
законом! Любой ребенок может обратиться в милицию, Следственный
комитет, прокуратуру, к Уполномоченному по правам ребенка.
Это важно помнить родителям! Уважайте своего ребенка, не делайте
сами и не позволяйте другим заставлять ребенка делать что-то против своей
воли. Если Ваш ребенок говорит о нездоровом интересе к нему Вашего мужа
(сожителя), прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем (сожителем),
не оставляйте ребенка один на один с ним. Если же отношения зашли
слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, ведь нет ничего дороже
счастья собственного ребенка.
Если Вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним о том,
что его беспокоит.
В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.
Что вы можете сделать, чтоб обезопасить своих детей.
- Не оставляйте на улице маленького ребенка без присмотра. Если ваши дети
школьного возраста, пусть они всегда сообщают, где и с кем проводят время.

- Запретите ребенку гулять в опасных местах, дружить с ребятами,
склонными к бродяжничеству, пропуску уроков.
- Объясните ребенку правила поведения, когда он остается один на улице
либо дома;
- Расскажите ребёнку, сто если у него появилось хотя бы малейшее сомнение
в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше
отойти от него, либо остановиться и пропустить этого человека вперед;
- Необходимо знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие
сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр
фильмов сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность
общения Вашего ребенка с педофилом через Интернет. Обязательно
контролировать время, которое ребенок проводит в Интернете, будьте в
курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.
- Будьте внимательны к мужчинам, бесцельно прогуливающимся около
подъезда, по школьному двору, возле забора детского сада. Сообщите об
этом в полицию. Иногда достаточно участковому проверить документы, как
потенциальный преступник исчезает из района. Злоумышленник может
находиться за рулем автомобиля, он паркует машину около школы и
наблюдает за детьми. Если вы заметили подозрительную машину, запишите
номер, запомните ее цвет, марку, зафиксируйте в памяти внешность водителя
или пассажира. Сообщите об этом директору школы.
- Предложите ребенку возвращаться с уроков, из кружков и секций в
компании одноклассников, если нет возможности встречать его лично.
- Поддерживайте контакт с воспитателем детского сада, учителем,
психологом в детских учреждениях с целью предотвращения совершения
насильственных преступлений в отношении Вашего ребенка.
- Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения. Часто в беду
попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и
понимания.

свернуть

Памятка для родителей по пожарной безопасности

Маленькие дети имеют вдвое больше шансов погибнуть при пожаре, чем мы, взрослые. Каждый год сотни детей получают травмы или погибают во время пожаров в домах, причем 40 процентов из них - дети до пяти лет.

 Подготовьтесь - сделайте свой дом менее опасным при пожаре. Устраните неисправности в печном отоплении и электропроводки.

 Отработайте на практике свою готовность на случай пожара - особенно план пожарной эвакуации своего дома.

 Дети и огонь

 ФАКТ: спички, зажигалки и другие источники огня являются ведущей причиной смерти от пожара детей в возрасте до пяти лет. Нужно сказать, что малыши сами вызывают большое количество домашних пожаров, играя с зажигалками и спичками. Дети проявляют естественное любопытство к огню, и мы не должны недооценивать их способность чиркнуть спичкой или зажечь зажигалку.

 Что вы можете сделать:

 Храните спички и зажигалки в недоступном и незаметном для детей месте, желательно в запертом на ключ ящике.

 Научите малышей говорить вам, когда они находят спичку или зажигалку.<o:p></o:p>

 Помните, что даже зажигалки с устройствами защиты от зажигания детьми не обеспечивают полной защиты, и храните их в безопасном месте.

 Когда ребенок проявляет любопытство к огню или играет с огнем, объясните ему спокойно и твердо, что спички и зажигалки - это предметы для взрослых, с которыми надо быть осторожными.

 Никогда не используйте спички или зажигалки для развлечения. Дети могут начать подражать вам.

 Предупреждайте пожары, показывая детям, как следует соблюдать правила безопасности дома. Не разрешайте детям подходить ближе, чем на 1 метр к плите, когда на ней готовится пища, не перегружайте электрические розетки, ежегодно проверяйте отопительную систему и используйте глубокие пепельницы или гасите сигареты водой, если вы курите

 Вопросы, на которые каждый ребенок должен знать правильный ответ:

 Что нужно делать, если возник пожар в квартире? (позвонить по телефону 101 и сообщить адрес пожара, свою фамилию, что и где горит)

 Можно ли играть со спичками и зажигалками? (нельзя. Спички – одна из причин пожара)

 Чем можно тушить пожар? (одеялом, пальто, водой, песком, огнетушителем)

 Можно ли самостоятельно пользоваться розеткой? (нельзя. Нужно просить взрослых включить или выключить электроприборы)

 Назови номер пожарной службы? (101)

 Главное правило при любой опасности? (не поддаваться панике, не терять самообладания)

 Можно ли без взрослых пользоваться свечами, бенгальскими огнями у елки? (нет, нельзя, может возникнуть пожар)

 Можно ли дотрагиваться до включенных электроприборов мокрыми руками? (нельзя! Вода пропускает ток через себя. Это опасно для жизни.)

 Уважаемые родители! Не оставляйте одних детей дома!

свернуть

Вэйпы и электронные сигареты. Опасность для ребенка

ПАМЯТКА по парогенераторам

Несколько лет назад на прилавках появились устройства для вдыхания пара. Их пропагандируют как безопасную альтернативу привычным никотиновым сигаретам.

                                                        

Рост популярности вейпов и электронных сигарет — тенденция, несущая реальные риски для здоровья. Большинство людей, увлекающихся вейпами уверены, что это полностью замещает курение и не несет за собой никакого вреда. Но это совершенно не так. Электронные устройства являются относительно молодым видом пристрастия к никотину и веществам, имитирующим и «замещающим» курение.

Благодаря стараниям табачных компанией, считается, что электронные сигареты – безобидное модное развлечение. Но системы парения и нагревания табака (например, вейпы и айкос) совсем не безопасны: они могут привести к еще более серьезным осложнениям со здоровьем, чем курение обычных сигарет. Часто в жидкости для вейпов добавляют специальный растворители (пропиленгликоль, глицерин и др.), чтобы смесь «правильно» испарялась. При нагревании эти химические вещества должны превращаться в аэрозоль, но часть попадает в легкие в виде капель и оседает там, возникает воспаление и опасное накопление жидкостей в легких, что приводит к развитию заболеваний легких.

Принцип работы электронных сигарет основан на нагревании жидкости и ее превращении в пар для выдыхания. В составе жидкостей для вейпа помимо других токсических веществ присутствует никотин, который продолжает обрекать человека на зависимость. Содержащиеся в вейпах ароматизаторы опасны для легких человека — они могут вызвать воспаления и повреждения бронхов и легочной ткани. Полное влияние ароматизаторов и других токсических веществ в электронных сигаретах на организм человека до конца не изучено. Поэтому вейпер ставит «эксперимент» над собой и своим здоровьем.

Вэйпы и айкос – приспособления для курения, которым отдают предпочтение в основном молодые люди. Проблема детского и подросткового курения актуальна в наше время. Даже среди школьников становится модным курение именно электронных сигарет. Для подросткового возраста характерно желание самовыразиться, показать себя «крутыми» в компании друзей. Многие начинают парить из чрезмерного любопытства, если курят взрослые и друзья – значит нужно попробовать это самому.

Какой вред здоровью подростков наносит курение вейпа и электронных сигарет подростков?

Вейпы и электронные сигареты опасны для здоровья несовершеннолетних.

Большинство смесей, как и табачные изделия, содержат никотин, следовательно, все виды негативного воздействия на организм этого вещества присущи и электронным сигаретам. Более того, вейперы убеждены, что не приносят никакого вреда своему здоровью, начинают парить чаще и употреблять больше никотина, чем при классическом курении.

Влияние вейпов и электронных сигарет на организм:

  • Затруднение дыхания, возникновение затяжного кашля и одышки
  • Низкая выносливость, нервное истощение
  • Постепенное снижение слуха и зрения. Никотин способствует повышению внутриглазного давления, что может привести к развитию глаукомы
  • Риск развития онкологических заболеваний
  • Ухудшение функционирования щитовидной железы
  • Задержка в умственном и физическом развитии
  • Опасность для репродуктивного здоровья: в будущем риск бесплодия
  • Регулярное учащение сердцебиения, сердечные заболевания
  • Проблемы с кожей: угревая сыпь, себорея и т.д.
  • Угнетение центральной нервной системы и деятельности головного мозга: при регулярном их использовании несовершеннолетние могут становиться более эмоциональными и активными, вплоть до истерии, или, наоборот, впадать в депрессию
  • Ухудшается память, возможно возникновение нарушения мелкой моторики и координации движений
  • Нарушаются познавательные процессы – память, мышление, воображение.

Профилактика использования электронных сигарет среди подростков

Курение в подростковом возрасте проще предотвратить, чем бороться с ним. Попробовав электронную сигарету один раз, мало, кто не потянется за ней во второй.

Как попытаться уберечь ребёнка от этого?

  • Доверительные отношения с родителями и другими значимыми взрослыми – главное условие для избавления от зависимости
  • Следует информировать детей о никотиновой зависимости, масштабах ее вреда и влияния на жизнь в будущем
  • Наличие у ребенка любимого занятия, увлечения. С раннего возраста можно приобщать детей к спорту и различным хобби
  • В разговоре с подростками стоит делать упор на плюсы жизни без вейпа и электронных сигарет, чем на строгие запреты. По мнению многих детей — что запретили, стоит обязательно попробовать.

Важно, чтобы подростки понимали, какой вред наносится своему организму и как это может повлиять на их здоровье в будущем.

свернуть

Профилактика игровой и компьютерной зависимости детей и подростков

С развитием компьютерных технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения значительно увеличилось количество детей, увлекающихся компьютерными играми.

      Виртуальный мир компьютерных игр, в которые играют дети, зачастую жесток и беспощаден, настроен враждебно к виртуальному герою. Сам же герой противостоит этому миру, имея для этого всё необходимое: силу, ум, знания, оружие, средства защиты и т.д. Ему приходится «убивать» компьютерных «врагов», а те, в свою очередь, пытаются «убить» его. Ребёнок или подросток, находясь, длительное время в такой среде, переносит законы игры в реальный мир: начинает чувствовать себя неуязвимым, считает, что большинство людей враждебно настроены, и мир в целом является более опасным, чем есть на самом деле. Такие игры для большинства детей и подростков служат поводом к неосознаваемому изменению своего отношения к миру, обществу, к себе самому, что в конечном итоге приводит к усилению дезадаптации, повышению  уровня тревожности. В результате бесконтрольного времяпровождения у компьютера дети становятся излишне раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми.

   По результатам исследований специалистов американской Академии детских врачей, и досуг перед монитором изменяет мышление и восприятие детей, ведет к утрате способности к внутренней речи. Быстрая смена картинок является причиной того, что для маленьких компьютерных игроманов реальная жизнь как будто замедляется: они начинают скучать на уроках. Другая опасность чрезмерного погружения в виртуальный мир – потеря способности различать вымысел и реальность. В некоторых случаях это может привести к психическим расстройствам.

  Родителям следует также уделять внимание  тому, сколько времени ребенок тратит на просмотр телевизора.  Просмотр телевизионных программ детям до двух лет не рекомендуется. Быстрая смена кадров на экране отрицательно воздействует на развитие мозга, который в этот период как раз учиться создавать образы. Телевизор весьма опасен: он лишает детей возможности избирательно направлять свое восприятие и память. Специалисты-психологи также связывают замеченный в последнее время рост речевых расстройств у детей с тем, что юные зрители проводят перед экраном гораздо больше времени, чем это допустимо.

     Возникновение компьютерной и игровой зависимости характеризуется следующими стадиями:

1. Увлечённость на стадии освоения.

Она свойственна ребёнку в первый месяц после приобретения компьютера. Это необычно, забавно и чрезвычайно интересно.

В этот период долгое сидение за компьютером не превышает одного месяца, а затем интерес идёт на убыль. Может произойти нормализация режима, при котором возникают паузы, когда ребёнок переключается на что-то более для него интересное. Но если выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую стадию.

2. Состояние возможной зависимости.

Сильная погружённость в игру, пребывание за компьютером более 3 часов в день, снижение уровня учебной мотивации, падение успеваемости, повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре. В общении любимой темой становиться обсуждение компьютерной игры, происходит сужение круга общения, иногда нарушение сна и прочее.

3. Выраженная зависимость. Ребёнок не контролирует себя, становиться эмоционально неустойчивым, в случае необходимости прервать игру начинает сильно нервничать, реагирует эмоционально или никак.

В случае насильственного вмешательства в процесс игры, подросток может уйти из дома, много времени проводить в игровых клубах или у друзей. Неряшливость в одежде, безразличие ко всему, что не касается его увлечения, пропуски уроков, снижение

успеваемости. Также становятся характерными тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Очень сильно заметно угасание интереса к общению, происходит полная замена друзей компьютером.

Если ребёнок не получает квалифицированной помощи на данной стадии, есть опасность перейти в 4-ю стадию.

4. Клиническая зависимость. Пребывание за компьютером до 16-18 часов в сутки. Периодическое расстройство желудка (без каких-либо диагностируемых диагнозов). Вероятнее всего, что молодой организм, таким образом, проявляет защитные реакции – боли и проблемы с желудочнокишечным трактом. Наблюдаются серьёзные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность либо заторможенность. Наличие импульсивности в поведении, истеричность, резкая смена эмоций в их крайнем проявлении. Отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля.

Подросток начинает слышать голоса, команды, взгляд отсутствующий, пустой, потухший, потеря аппетита и интереса к жизни.

Наступают необратимые изменения в мозге подростка. Нередко необходима изоляция и

лечение, как при шизофрении. На данной стадии подростку необходима помощь квалифицированного психиатра, а психолог может выполнять только функцию диспетчера.

      В процессе формирования компьютерной и игровой зависимости у детей четко просматривается причинно-следственная связь между недостатками в воспитании и наличием зависимости. Авторитарный стиль в воспитании, эмоциональный дефицит, педагогическая запущенность, отсутствие нравственных аспектов в воспитании, бездуховная атмосфера внутри семьи, разобщенность между родителями, а также так называемые телевизионные семьи – всё это приводит к уязвимости в развитии эмоциональной саморегуляции, низкой способности к быстрому восстановлению сил, неспособности контролировать свои чувства, лености, безответственности, социальной дезадаптации. Наличие таких результатов в воспитании детей должна насторожить родителей, т.к. в них кроется предрасположенность к различным проблемам, в том числе и к компьютерной зависимости.

     Здоровое отношение к компьютеру возникает тогда, когда родители относятся к нему не как к демону и не как к средству спасения от трудностей воспитания, а всего лишь как к одному из бытовых приборов.

     Компьютерные игры всегда несовершенны. Их производители заинтересованы в том, чтобы игры продавались и менялись как можно чаще. Своеобразная цензура родителями компьютерных игр – вещь совершенно необходимая. Никто, кроме самих родителей не сможет этого сделать. Каждая игра, попавшая в руки ребёнка, должна вначале проиграться кем-то из родителей. Необходимо вникнуть в её содержание, постараться ответить на вопросы: «Что даст эта игра моему ребёнку?», «Какие качества личности она в нём разовьет?», «Есть ли в данной конкретной игре опасная для ребёнка информация и не разовьет ли она у него агрессивного стиля поведения?».

В игре не должно быть ни одного минуса. Компьютерная игра должна:

1. Развивать.

2. Не содержать бранных слов и выражений.

3. Не формировать циничного отношения к действительности.

4. Не содержать агрессивной информации.

5. Не вызывать привыкания к боли, драматическим ситуациям.

6. Не учить противозаконным поступкам.

7. Не уродовать внешний облик человека.

8. Не содержать сексуальной тематики.

Аналогичной цензуре родители должны подвергать и фильмы, которые смотрят их дети. Самый оптимальный вариант, когда родители оставляют мало времени своему ребёнку на игру в компьютерные игры, т.к. он занимается в спортивной секции, музыкальной школе, кружке и т.д.

Некоторые правила техники безопасности для родителей

  •  Для детей 7-12 лет компьютерная норма составляет 30 минут в день, не чаще чем 1 раз в два дня.
  •  Для подростков 12-14 лет – можно проводить у компьютера 1 час в день.
  •  От 14 до 17 лет максимальное время, проводимое ребёнком за компьютером –1,5 часа в день.
  •  Взрослым нежелательно работать за компьютером более 5 часов в день.
  •  Необходимо иметь выходной день один раз в неделю, когда за компьютер не садишься вообще.

Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым от компьютера?

1. Родители должны познакомить своего ребёнка с временными нормами.

2. Родителям необходимо контролировать разнообразную занятость ребёнка (кружки, секции, широкие интересы).

3. Необходимо приобщать ребёнка к домашним обязанностям.

4. Прививать ребёнку семейное чтение.

5. Необходимо ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе возникающих у него проблем и конфликтов.

6. Родители могут контролировать круг общения ребёнка. Обязательно приглашать в гости друзей сына или дочери.

7. Родители должны знать место, где ребёнок проводит свое свободное время

8. Учите своего ребёнка правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.

9. Необходимо научить своего ребёнка способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций.

10. Регулярно осуществлять цензуру компьютерных игр и программ.

11. Можно приобщить ребёнка к настольным играм, научить его к играм своего детства.

12. Не позволяйте ребёнку бесконтрольно выходить в интернет. Установите запрет на вхождение определённой информации.

13. Обсуждайте с ребёнком отрицательные явления жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.

14. Помните о том, что родители для ребёнка являются образцом для подражания. Поэтому сами родители не должны нарушать правила, которые установили для ребёнка (с учётом своих норм естественно).

15. Проанализируйте сами себя. Не являетесь ли вы сами зависимыми от табака, алкоголя, телевизора? Лучший рецепт профилактики зависимости у вашего ребёнка – ваше освобождение от своей зависимости.

свернуть

ПАМЯТКА по безопасности детей в сети Интернет

Какие опасности подстерегают ребенка в сети Интернет

Классификация интернет-угроз

Во Всемирной паутине существует следующие виды опасности юных пользователей: 
•    суицид-сайты; 
•    сайты-форумы потенцинальных самоубийц;
•    наркосайты (интернет пестрит новостями о «пользе» употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления «зелья»);
•    сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие (экстремизм, национализм, фашизм);
•    сайты порнографической направленности;
•    сайты знакомств (виртуальное общение разрушает способность к реальному общению, у подростков теряются коммуникативные навыки);
•    сайты, пропагандирующих экстремизм, насилие и девиантные формы поведения, прямые угрозы жизни и здоровью школьников от незнакомцев, предлагающих личные встречи, а также различные виды мошенничества;
•    секты (виртуальный собеседник может повлиять на мировоззрение подростка). 


Правила работы в сети Интернет

1.    Не входите на незнакомые сайты.
2.    Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.
3.    Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.
4.    Никогда не посылайте никому свой пароль.
5.    Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.
6.    При общении в Интернет не указывайте свои личные данные, а используйте псевдоним (ник)
7.    Без контроля взрослых ни в коем случае не встречайтесь с людьми, с которыми познакомились в сети Интернет.
8.    Если в сети необходимо пройти регистрацию, то должны сделать ее так, чтобы в ней не было указано никакой личной информации.
9.    Не всей  информации, которая размещена в Интернете, можно верить.
10.    Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениям на экране
11.    Не сохраняйте важные сведения на общедоступном компьютере.


Возраст от 7 до 8 лет

В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям (законным представителям) особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интеренета, т. е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах Интернет (папки c:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Wmdows\Temporary Internet Files в операционной системе Windows Vista). В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернет, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями. 

Советы по безопасности в сети Интернет для детей 7-8 лет

•    Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.
•    Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
•    Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
•    Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search.
•    Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
•    Создайте семейный электронный ящик чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.
•    Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего ПО.
•    Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.
•    Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.
•    Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.
•    В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.
•    Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
•    Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
 

Возраст детей от  9 до 12 лет

В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернет. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.

свернуть

Ответственность несовершеннолетних

Для каждого ребенка на первом месте стоит его семья, забота, которую ему дают. Большую часть своего времени ребенок проводит в кругу своей семьи и близких. Поэтому логично, что воспитывается она согласно обычаям и традициям отцов. Чадо отражает привычки, манеры, поведение, настроения своих родителей и домочадцев. Именно поэтому важно дать ребенку побольше тепла, ласки, чтобы ее дальнейшая жизнь и детство, в частности, были счастливыми. Главным в этом является понимание того, что семья формирует ребенка как личность.

Школьная потасовка может закончиться серьезным штрафом, сообщили корреспонденту БЕЛТА в МВД. Сотрудники милиции в случае потасовки между школьниками имеют право составить протокол по ст.17.1 КоАП, которая предусматривает штраф в размере до тридцати базовых величин.

 В МВД также отметили, что в некоторых школах администрация не предпринимает мер по борьбе с курением. Родителям и детям нужно помнить, что за курение в школе или на близлежащей территории может быть составлен протокол по ст.17.9. КоАП (штраф до четырех базовых).

 Кроме того, за распитие пива на школьных стадионах может быть наложен штраф до восьми базовых по ст.17.3 КоАП. Однако в милиции отмечают, что распитие алкоголя на улице уже встречается гораздо реже, чем это было раньше. В любом случае, сотрудник школы или прохожий всегда может позвонить на линию 102 и сооб-щить о компании, которая расположилась выпить на пришкольной территории.

 К сожалению, редко в таких компаниях разговор обходится без матов. Употребление школьниками нецензурных слов, как и потасовка, подпадает под ст.17.1 КоАП (штраф до тридцати базовых).

 Ст. 17 КоАП, как и некоторые другие статьи, применима к нарушителям уже с 14 лет. С этого же возраста придется отвечать за художества, которыми некоторые подростки "украшают" город с помощью баллончиков с краской.

 Что касается малолетних хулиганов, которым еще не исполнилось 14 лет, то ответственность за их действия возлагается на родителей: на родителей будут составлены протоколы по ст.9.4 КоАП "Невыполнение обязанностей по воспитанию детей", предусматривающей штраф до десяти базовых.

 Кроме того, в школах, как и во многих других общественных местах, иногда похищаются ценные вещи. Специальной статистики по кражам в учебных заведениях министерство не ведет, но опыт показывает, что наиболее часто объектом преступного посягательства становятся мобильные телефоны. Как правило, у ребят телефоны похищают другие школьники. Но и посторонние воры могут проникнуть, например, в незапертый гардероб.

 Помимо мобильных телефонов, похищаются другие ценные вещи небольших размеров и, конечно, деньги. Все это лучше носить с собой, стараясь не оставлять без присмотра. Как отметили в МВД, лучше всего, если учителя определят одно надежное место для хранения мобильных телефонов и других ценных вещей.

 В милиции напомнили, что за кражу имущества ценностью менее десяти базовых величин наступает административная ответственность (штраф до тридцати базовых или арест), а за похищение более дорогих вещей может быть заведено уголовное дело по ст.205 УК Беларуси "Кража".

свернуть