Его имя носит наша школа

     
КУЗЬМИН  ПЁТР АЛЕКСАНДРОВИЧ
 
Родился 16 августа 1908 года в селе Репьёвка ныне Новоспасского района Ульяновской области. По национальности русский.
В РККА с 10 ноября 1930 года.
Служил командиром отделения 102-го стрелкового полка в городе Куйбышеве в семье крестьянина-бедняка. Имел за плечами срочную службу — был командиром отделения в 102-м стрелковом полку, где был принят кандидатом в члены ВКПБ(б). Учился на рабфаке.
Затем окончил 14-ю Энгельсскую, и в 1937 г. - 2-ю Борисоглебскую военные авиационные школы лётчиков.
Служил на Дальнем Востоке, где в составе 48-го истребительного полка совершил 10 боевых вылетов во время конфликта у Хасана и был награждён орденом Красного Знамени. В 72–м смешанном полку совершил 17 вылетов на советско-финляндской войне, удостоен медали «За боевые заслуги». Имел нагрудные знаки «Участнику боёв у озера Хасан» и «Отличник РККА».
Освоил самолёты У-2, Р-1, Р-5, И-3, И-5, УТИ-2, И-16, И-15, И-15бис, И-153. Был отлично подготовленным лётчиком, имел солидный налёт в 470 часов. К 10 февраля 1941 года только на И–153 - 65 часов, в том числе 13 часов ночью, 9 - под колпаком и 5 в облаках. Таких лётчиков в 127-м иап, в котором он служил с апреля 1940 года, были единицы. В аттестации говорится: «Техника пилотирования, воздушная стрельба, бомбометание и штурманская подготовка - «отлично». Волевой и энергичный командир, в действиях решителен, в сложной обстановке не теряется».
Служил младшим лётчиком 31-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи, начальником связи эскадрильи 48-го истребительного авиационного полка на Дальнем Востоке.
Участник боёв у озера Хасан в 1938 году, за что награждён орденом Красного Знамени.
13 июня 1940 года назначен старшим адьютантом эскадрильи 127-го истребительного авиационного полка Белорусского особого военного округа.
127-й иап вступил в боевые действия с первых минут начала войны. Кузьмин Пётр Александрович погиб в воздушном бою в первый же день - 22 июня 1941 года.Заместитель командира эскадрильи 127-го истребительного авиационного полка (11-я смешанная авиационная дивизия, Западный особый военный округ) старший лейтенант Кузьмин П.А. 22 июня 1941 года совершил 5 боевых вылетов на истребителе И-153. Самый ожесточённый воздушный бой лётчиков 127-го полка произошел с 10:00 до 10:35 в районе аэродрома «Черлена». На перехват гитлеровцев вылетели 5 групп наших истребителей - 31 самолёт! В огненной воздушной круговерти Дерюгин, Жуковский, Фокин и Кузьмин в группе сбили 5 немецких самолётов, один из них сбит Кузьминым. 
В 13.00 в шестой раз вылетел на отражение налёта фашистской авиации. В воздушном бою в районе села Каменка Гродненской области, расстреляв весь боекомплект, будучи тяжело раненным, решил пойти на таран вражеского истребителя Me-109 (предположительно командира JG 27 майора В. Шельманна). Трижды врагу удавалось увернуться, но в четвёртой попытке Кузьмин настиг противника и нанёс удар. Сам погиб при таране.
Награждён орденом Красного Знамени и медалью.
В д. Каменка Щучинского района установлен памятник погибшим 22 июня 1941 года лётчикам 127 истребительного авиационного полка. Памятник был открыт 11 июля 2014 года.
                  
Одна из улиц с. Репьёвки названа его именем.
Поэт Михаил Светлов о подвиге Кузьмина П.А. написал балладу:
Баллада о старшем лейтенанте КузьминеКрасная звезда. 02.07.1941
Смеркалось. Темнела небес глубина.
Пять раз вылетало звено Кузьмина.
В боях за отечество счет наш простой:
Противник у города! Вылет шестой.
 
Звено самолетов, набрав высоту,
Пропеллером врезалось в темноту.
Атака воздушная нелегка –
По три «Мессершмитта» на ястребка!
 
Но сердце не дрогнет и нервы крепки –
Навстречу стервятникам мчат ястребки.
Огнем полыхает небес глубина –
Несется в атаку звено Кузьмина.
 
В бою арифметика наша проста –
Бей в гриву, пока не увидишь хвоста!
Покажется хвост – и вывод наш прост –
Строчи пулеметом во вражеский хвост!
 
Патроны расстреляны, ранен Кузьмин.
У красного сокола выход один:
Нам родина больше, чем жизнь, дорога –
Решился Кузьмин протаранить врага!
 
Но враг у крыла проскользнул налету.
И снова товарищ набрал высоту.
У вражьего уха пропеллер шумит.
Но снова от смерти ушел «Мессершмитт»!
 
Нам родина больше, чем жизнь, дорога
!Товарищ Кузьмин протаранил врага!
И город советский от вражеских сил
Он грудью, он жизнью своей заслонил.
 
И падая он услыхал над собой
Далекой воздушной тревоги отбой.
И два самолета упали в огне!
И – это баллада о Кузьмине.
 
О друге моем, о друге большом,
О людях, с которыми рядом живем!
Баллада о летчике Кузьмине,
О героической нашей стране!
М. Светлов.
У Петра Александровича были два брата - Михаил (шофёр в колхозе) и Николай (окончил Вольскую военно–техническую авиашколу).
Семья: жена Зинаида Алексеевна Севастьянова, сын Эдуард 1939 г.р., дочь Алевтина, которая родилась в Белоруссии 13.08.1940. Семья проживала в г. Борисоглебске по адресу: ул. Дровяная, д. 44.
 
Из публикации Николая Качука в газете "Советская Белоруссия"
№ 161  от 25 августа 2015 г.
"...Мне очень долго не давал покоя вопрос, почему к награждению были представлены только 9 лётчиков полка и вне этого списка оказались не только Кузьмин, но и сбившие немецкие самолёты Фокин и Пачин? Кое–что прояснил Константин Трещев. То, что именно они попали в первый наградной Указ от 8 июля 1941 года, было делом случая. Командир 127-го иап подполковник Андрей Гордиенко, имевший среди лётчиков красноречивую кличку Чапай, 27 июня 1941 года в Могилёве зашёл в буфет при столовой, обеспечивающей штаб Западного фронта, и там неожиданно, что называется нос к носу, столкнулся с маршалом Ворошиловым. При этом не оробел и на вопрос Климента Ефремовича, как воюете, чётко доложил о действиях полка 22 июня. Маршал пришел в неописуемый восторг и приказал немедленно дать фамилии наиболее отличившихся пилотов. Гордиенко по памяти назвал 9 лётчиков - поэтому в указ и вкрались ошибки. Никаких наградных документов на них не оформлялось, так и представили - списком.
Таран Кузьмина командир полка подполковник Гордиенко не видел, так как во второй половине дня 22 июня убыл в Лиду, где временно заменил погибшего командира 11–й сад полковника Ганичева. А вскоре Гордиенко припомнили потерянные на земле при отступлении самолеты и потребовали объяснений. Андрей Васильевич заболел, начал хромать, написал рапорт и ушел с должности командира полка. А новому командиру уже было не до Кузьмина. Зато подвиг Петра Александровича хорошо видели жители Каменки: Василий Мазниченко, Ян и Амелия Хвойницкие, Иван Добрук и многие другие. Мазниченко и Добрук первыми прибежали на место падения самолёта после тарана. Рядом с его обломками лежал лётчик. В нагрудном кармане нашли партийный билет на имя Петра Кузьмина, а рядом планшет с документами, на котором тоже были его фамилия и инициалы. Все эти важные реликвии Василий Мазниченко вручил лично первому секретарю Щучинского райкома партии Степану Шупене. Кому передал их Степан Петрович, никто, увы, так и не удосужился спросить. А ведь умер Шупеня в 1979 году.
А что же немецкий Ме–109? После тарана он задымил и со снижением скрылся за лесом. Директор государственного архива Гродненской области А. Плещавеня в 1971 году в Щучинской районке опубликовал статью «В первый день войны», в которой рассказал, что немецкий лётчик покинул самолёт с парашютом, а после приземления вскочил на пасущегося рядом коня и скрылся в лесу. На след гитлеровца напали жители деревни Ройши Михаил Трофимович Шейпак и Александр Давыдович Чучва. Шли за ним, пока тот не зашёл в один из домов. Они - следом. И тут немец совершил роковую ошибку - решил поздороваться и протянул руку Шейпаку. Рывок и лётчик в одно мгновение оказался на полу. Михаил и Александр связали его и доставили в Островский сельсовет, куда за ним оперативно прибыли милиционеры - сотрудники Щучинского НКВД. Как удалось установить известному исследователю истории Щучинщины Сергею Донских, немец был в чине майора и имел два Железных креста. Известно, что в небе Гродненщины был сбит только один майор - это командир 27-й истребительной эскадры (по-нашему - дивизии) известный немецкий ас Вольфганг Шеллман. Прославился он ещё в Испании, где сбил 12 самолётов (второй по результативности среди немцев). Награждён за это Испанским крестом в золоте с мечами и бриллиантами. Во Второй мировой войне успешно воевал в небе Франции и на Балканах, сбил ещё 13 самолетов, за что Гитлер лично повесил ему на шею Рыцарский Железный крест. 22 июня он увеличивает свой боевой счёт до 26, но и сам будет сбит и покинет самолёт с парашютом.
                                                            Сбитый немецкий истребитель Ме-109
 
Его роковая встреча с Петром Кузьминым, согласно немецким документам, не совпадает только по времени. Но следует учесть, что немцы очень неохотно признавали свои потери, особенно в воздушных боях. В донесениях у них самолёты падают сплошь от поломок материальной части да от зениток. Таранов вообще не было, они их считают за случайные столкновения. Если внимательно посмотреть данные российских исследователей Романа Ларинцева и Алексея Валяева–Зайцева о потерях люфтваффе 22 июня 1941 года, отчитались немцы перед командованием об утрате Ме–109 Е–7 с заводским номером 4189, на котором летал Шеллман, только в самом конце дня, когда и произошёл таран, а не утром, как об этом пишут сегодня. Следует учесть, что и врали немцы в своих донесениях предостаточно, и начальство обманывали, и свои успехи преувеличивали, и потери занижали. Всё было.
Подтверждает версию о поимке Шеллмана нашими крестьянами и дальнейший ход событий. Немцы вошли в Щучин 25 июня. Как им стало известно, летчик был расстрелян сотрудниками НКВД накануне - 24 июня. Поиск, который немцы вели по всей Гродненской области, закончился тем, что были найдены обломки самолёта Шеллмана, а у одного из крестьян - его награды. Факт и то, что в Ройше были схвачены и расстреляны Чучва и Шейпак, а в Щучине - милиционер Иван Малофеев. А 5 июля 1941 года фашисты устроили в щучинском парке князей Друцких-Любецких показательную казнь 300 советских военнопленных. Так они решили отомстить за гибель пленного Шеллмана? Другого объяснения у этого зверства просто нет. Массовые расстрелы советских военнопленных в самом начале войны еще были редкостью и без веской причины немцами не применялись...
 

 

Видеоэкскурс «Чьё имя носит наша школа?»